Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Группа: Администраторы
Сообщений: 695 Регистрация: 29.5.2008 Из: Москва Пользователь №: 17 |
Сообщение
#1
9.2.2010, 15:56
Давно уже стало известно, что сказки - это не забавные истории, из которых надо вынести какую-то мораль, а хранители архетипов. Через сказки, таким образом, передавалась мудрость предыдущих поколений следующим) Я вот читаю Юнга, и мне показалось занимательным самой сделать разбор сказки с точки зрения архетипов Синее море обозначает глубины бессознательного. Старик, который каждый день приходит к морю и забрасывает в него свои сети олицетворяет мага, или духовного ищущего. Его преклонный возраст, скорее всего, означает здесь мудрость. И вот в один день труды его увенчиваются успехов - из глубин бессознательного он выуживает "союзника". Блестящий, золотой, при этой живой, "трофей" означает духовное просветление или озарение. После духовного озарения и повышения осознанности, маг (ищущий) обретает бОльшую возможность влиять на мир. И рыбка (озарение, просветление, инсайт) предлагает ему воспользоваться новыми открывшимися возможностями, чтобы изменить что-то в своем мире. Но магу для себя ничего не надо, он осознает иллюзорность мира, и достижение озарения и есть самоцель. Однако, вот маг возвращается из своего духовного путешествия, а у разбитого корыта, т.е. неналаженной материальной и социальной жизни, его ждет кто? Конечно Эго! В данном случае старая сморщенная женщина может быть ссылкой на уродство эго. Эго во всем пытается найти выгоду для себя и ругает "духовную часть" (внутреннего духовного искателя) за упущенные выгодня возможности, понукая ими воспользоваться. Но Эго ненасытно. В конце концов, оно расходует, спускает на внешний блеск и иллюзорные ценности все результаты духовного труда искателя, пока не возвращается к исходной точке. Таким образом, сказка получается о том, что не нужно идущему путем духовного развития потакать своему эго, погруженному в мирскую суету и жаждущему приходящих удовольствий, о том, что намерение ищущего долно быть твердым и нельзя позволять себе сбиваться с Пути -------------------- С любовью и мудростью, доступными мне.
|
Группа: Форумчане
Сообщений: 146 Регистрация: 19.8.2009 Пользователь №: 461 |
Сообщение
#2
9.2.2010, 16:22
Всё здорово и красиво, но как быть с тем, что выловленная рыбка требует загадывать желания, а магу (деду) эти желания якобы несвойственны, и он хочет рыбку таки отпустить, тем самым похерив так долго искуемый инсайт? Как это расценивать?
|
Группа: Администраторы
Сообщений: 695 Регистрация: 29.5.2008 Из: Москва Пользователь №: 17 |
Сообщение
#3
10.2.2010, 11:51
Инсайт не привязан к рыбке как к объекту, потому что инсайт не может быть связан с объектом, инсайт - это новое состояние сознания, и оно достигается в момент "поймал рыбку" (словил инсайт), этот момент - кульминация длительный духовных трудов. Потом уже саму рыбку можно отпустить, потому что её функция была спровоцировать эти изменения. Другими словами, главная функция духовного откровения - то, как оно изменяет ищущего, а не то, что оно представляет из себя какую-то важную информацию (на самом деле, может и не представлять ни для кого, кроме ищущего). К тому же, когда рыбак выпускает рыбку в море (в бессознательное), вспомните, что потом он приходит к морю и может вызывать рыбку, и она приходит на его зов, т.е. теперь он может рыбку (инсайт) призвать из моря, поскольку он ее уже раз поймал, а это означает, что он теперь имеет "доступ" к содержимому его инсайта в любое время. Выловив инсайт из глубин бессознательного, ищущий теперь растождествляет содержимое инсайта с остальным содержимым бессознательного, т.е. раньше было просто море со своим таинственным содержимым, но теперь ищущий сумел отделить от общей сокрытой от его понимания массы моря объект "рыбка", и теперь он это может повторить еще раз, если понадобится. Старик теряет доступ к рыбке только когда долго потакал своему эго, т.е. старухе. Это настолько свело на нет его духовные усилия, что в конце сказки рыбка уплывает обратно на глубину, и старик теряет с ней связь. Хочу заметить, что разбор сказки сделан на уровне субъекта, т.е. все персонажи сказки являются элементами духовного мира одного человека, и все эти события происходят внутри одного человека: там и бессознательное, и духовный ищущий, и эго. ПС. Не судите строго, я только учусь))) -------------------- С любовью и мудростью, доступными мне.
|
Группа: Хранители
Сообщений: 64 Регистрация: 7.8.2008 Из: Москва Пользователь №: 25 |
Сообщение
#4
13.2.2010, 13:28
Мне очень понравилась! Спасибо! Вот интересно было бы еще попытаться осознать, полезны ли нам такие сказки в детстве (да и не в детстве). Бессонательно или сознательно мы понимаем метафору, пользуемся ей, или это все таки само не встраивается? (судя по тому как живет большинство- нет) |
Группа: Хранители
Сообщений: 65 Регистрация: 4.2.2009 Пользователь №: 111 |
Сообщение
#5
13.2.2010, 13:55
Ein, это супер. Если найдёшь время, расскажи нам ещё, что там в "Золотом петушке" содержится, сказка очень любопытная, так много противоречивого. Сама пробую расслоить на архетипы, чот не получается. |
Группа: Форумчане
Сообщений: 146 Регистрация: 19.8.2009 Пользователь №: 461 |
Сообщение
#6
13.2.2010, 19:47
Скорее бессознательно, но вряд ли восприятие приходит за один раз. Не зря дети некоторые сказки любят слушать по многу раз.
|
Группа: Администраторы
Сообщений: 695 Регистрация: 29.5.2008 Из: Москва Пользователь №: 17 |
Сообщение
#7
9.3.2010, 9:55
Надо будет перечитать "золотого петушка", я уже не помню, о чем там На днях мне пришло в голову, что в сказках добро всегда побеждает зло не потому, что сказки добрые и моральные, а потому, что сказки являются руководствами как преодолеть негативное в себе, не в том смысле, что плохое, а по принципу "человек сам себе злейший враг", т.е. что делать, если по неведению или еще по какой причине сам себе навредил, пошел на поводу у разрушительных бессознательных тенденций или эго, как выйти психологической ловушки, в которую сам себя загнал. Ведь в сказках "плохие герои" - это темные аспекты той же самой души, что и хорошие герои, а сюжет - взаимодествие между ними, модель внутренней психологической ситуации, в которой рано или поздно оказывается большинство. В сказках, таким образом, спрятан ключ, как преодолеть тот или иной внутренний кризис. Потрясающие разборы сказок по Юнгу есть в книге "Бегущая с волками. Архетип женщины в мифах и сказаниях". Я уже упоминала об этой книге. В ней как раз дан разбор сказок, в которых описано о духовных трудностях и ловушках, с которыми сталкивается женщина на своем пути, и как из них выйти. -------------------- С любовью и мудростью, доступными мне.
|
Группа: Хранители
Сообщений: 65 Регистрация: 4.2.2009 Пользователь №: 111 |
Сообщение
#8
9.3.2010, 17:34
Особенность сказки "Золотой петушок" в том, что здесь нет ни одного положительного персонажа . К слову, вспомнит кто-нибудь сказку, в которой нет отрицательных персонажей? А такая сказка есть (авторская). |
Группа: Администраторы
Сообщений: 695 Регистрация: 29.5.2008 Из: Москва Пользователь №: 17 |
Сообщение
#9
11.3.2010, 23:38
Прочитала "Сказку о золотом петушке" Чувствуется, что это "прилизаный" вариант сказки, "литературный", что чего-то не хватает, но будем исходить из того, что есть. Хи-хи, я конечно психоаналитик-любитель, но получается вот что: Царство Дадона - это сам человек. Дадон - это внутренний духовный воин, остаивающий свою самобытность. Звездочет - внутреняя бдительность, осознанность, мудрость, идущая изнутри. Звездочет - это сам Дадон, но в эпостаси старца (мудреца), а не воина (отца). Золотой петушок - внутренний голос. Его сыновья - "духовные дети", духовные успехи. Так же это возможно, сам Дадон в ипостаси юноши: активного, познающего мир начала. Царица в шатре - это майя, соблазнительный мир иллюзий. А далее раписано, как вовлекается в иллюзорность мира сначала ипостась юноши, затем отца. Когда мудрец просит отдать ему царицу, скорее всего, имеется ввиду отречение от иллюзорного мира, поставив осознанность выше его. И возможно, царица бы исчезла, соприкоснувшись с мудростью (звездочетом). Однако этого не проиходит, Дадон отказывается, отрекаясь таким образом от своей осознанности, от своего внутреннего источника мудрости; убивая старца, он предает самое себя. Что означает духовную смерть, которую и вершит петушок. А царица рассеивается, потому что она изначально и была иллюзией. И что у нас остается в царсте (в человеке)? Простой люд, который тоже фигурирует в сказке, т.е. безликая толпа, серая посредственность. Ей и становится человек, отрекаясь от внутреннего богатства (осознанность) в пользу внешнего (майя). Вот, в общем-то, о чем примерно сказка в свете архетипов. -------------------- С любовью и мудростью, доступными мне.
|
Группа: Хранители
Сообщений: 64 Регистрация: 7.8.2008 Из: Москва Пользователь №: 25 |
Сообщение
#10
12.3.2010, 1:03
Ein, спасибо! Мне очень понравился твой анализ сказки!!! И действительно, похоже так и есть ведь:)
|
Группа: Хранители
Сообщений: 65 Регистрация: 4.2.2009 Пользователь №: 111 |
Сообщение
#11
14.3.2010, 19:16
Спасибо, Ein. Исключительная трактовка! Ай, да Пушкин... как говорится...
|
Группа: Администраторы
Сообщений: 695 Регистрация: 29.5.2008 Из: Москва Пользователь №: 17 |
Сообщение
#12
15.3.2010, 9:59
Ну, я думаю, Пушкин не совсем сам придумал эту сказку. Я читала, что Андерсен и другие известные сказочники писали свои сказки на основе народных, собирали несколько вариантов сказки из разных местностей, и писали свой вариант, литературный, и, к сожалению, выкидывали многие элементы, которые казались им непримлемыми с точки зрения христианской морали, поскольку сами они понимали сказки весьма буквально, а не с точки зрения архетипов, и пытались подогнать их под христианские догмы. Из-за этого многие хорошие сказки были искалечены... Я даже ради любопытства попробовала поискать первоисточник "Золотого петушка", и нашла целую статью В идеале сказки надо слушать в исполнении потомственных сказочников, у которых сказки в неизменном виде передавались из поколения в поколение, где бы их еще найти
-------------------- С любовью и мудростью, доступными мне.
|
Группа: Форумчане
Сообщений: 146 Регистрация: 19.8.2009 Пользователь №: 461 |
Сообщение
#13
15.4.2010, 21:40
|
Группа: Хранители
Сообщений: 65 Регистрация: 4.2.2009 Пользователь №: 111 |
Сообщение
#14
17.4.2010, 13:24
Вы уверены, что автор художественного произведения в полной мере осознаёт суть своего творения? |
Группа: Форумчане
Сообщений: 146 Регистрация: 19.8.2009 Пользователь №: 461 |
Сообщение
#15
17.4.2010, 20:21
Цитата А какой в этом смысл? В сказке теряется первоначальная суть, которую закладывает автор. Два вопроса: - кто автор сказки? - в чем первоначальная суть? |
Текстовая версия | Сейчас: 19.4.2024, 19:49 |